Качество нагрева в газовых пламенных или электрических печах небольшого размера в значительной степени зависит от одного параметра: температуры рабочего пространства. Кроме того, давление природного газа автоматически стабилизируют на газораспределительных пунктах или станциях ГРП и ГРС. Поэтому одноконтурные АСР получили широкое распространение, причем в них используют так называемые двухпозиционные регуляторы. По расходу топлива или электроэнергии печи в этом случае работают в двух режимах — с минимальным или максимальным расходом газа или электроэнергии. При этом точность регулирования температуры печи не превышает ±10 °С.
Схема включает контактор, предназначенный для подключения электронагревателей в сеть. Температура печи измеряется термоэлектрическим термометром, и его ЭДС с помощью компенсационных проводов через контактор подается в электронный потенциометр. Здесь ЭДС термометра усиливается специальными усилителями по напряжению и мощности.
Если температура печи выше заданной, то приводятся во вращение валики и кулачки регулирующей вставки, в результате чего автоматически с помощью реле отключается питающее напряжение катушки контактора. Поэтому под действием пружин сердечник электромагнита оттягивается в исходное положение и размыкает контакты питающей сети электронагревателей. Через некоторое время печь начинает остывать, и ее температура достигает минимального значения.
Тогда кулачки автоматически выводятся из пазов, включается питание катушки индуктора, сердечник электромагнита под действием магнитного поля втягивается в электромагнит и включает питающую сеть. Температура печи начнет повышаться вначале до заданного значения, а затем и выше. Система вновь срабатывает на отключение печи от сети. Поэтому печь регулируют по принципу «включено-выключено».
Двухпозиционное регулирование используют и для пламенных печей. Через свод печи в рабочее пространство введен термоэлектрический термометр, ЭДС которого подается в электронный потенциометр. Сигнал разбаланса потенциометра подается в электрический исполнительный механизм, который тягами одновременно изменяет положение газовой и воздушной дроссельных заслонок.