Гараж – это не только место, где «живет» и ремонтируется автомобиль, мотоцикл, велосипед. Часто здесь разворачивается полноценная столярная мастерская, хранится множество инструментов, крупногабаритных предметов для летнего и зимнего отдыха. Разнообразные самоделки для гаража своими руками позволяют оформить его в соответствии с родом занятий хозяина, создав не только зону работы, хранения, но и место отдыха, дружеских посиделок.
Особенности обустройства гаража
Гаражное помещение обычно не слишком большое, но имеет некоторые особенности, которые необходимо учитывать. Первоначально желательно создать проект или хотя бы подробный план, после чего произвести «разметку на местности» – наметить на полу, стенах, где и что разместится. При проектировании указывается высота, длина, ширина комнаты, список предметов, которые должны уместиться здесь. «Отталкиваться» следует от места, где удобнее всего ставить машину – ее въезду-выезду ничто не должно препятствовать.
Ворота – также немаловажный элемент, их устанавливают максимально герметично, на открывание некоторых типов конструкции придется выделить дополнительное пространство. Ширина проходов между всеми имеющимися в гараже предметами делается достаточной для удобного перемещения.
Какие еще элементы допустимо разместить в гаражном пространстве:
- подвал, смотровая яма,
- мобильная эстакада,
- шкафы, стеллажи, полки для хранения различных вещей, инструментов, материалов,
- столы, верстаки,
- кран-подъемник с лебедкой,
- токарный, сверлильный станок,
- миниатюрная пилорама,
- подставки для колес, шин,
- осветительные приборы, обогреватели,
- водопровод,
- компрессор,
- сварочный аппарат.
В последние годы весьма популярны гаражи, на крыше либо внутри которых оборудована полноценная отапливаемая жилая комната. Для подъема в нее потребуется сделать лестницу.
Полки, шкафы, стеллажи для хранения инструментов
Шкафы, полки, стеллажи приобретаются готовыми, специально предназначенными для гаража, либо выполняются самостоятельно. Материалами изготовления служит:
- натуральная древесина,
- ДСП,
- МДФ,
- фанера,
- металл,
- пластик,
- комбинации нескольких материалов.
Данные предметы предназначаются для:
- максимальной экономии пространства,
- отсутствия захламленности,
- удобного размещения вещей, инструментов,
- придания комнате обжитого внешнего вида.
Крайне нежелательно приобретать готовые стеллажи из пластика – они недолговечны, не годятся для хранения тяжелых предметов, инструментов, быстро теряют внешний вид.
Самодельный стеллаж
Наиболее практичны сооружения, выполненные из металла с древесиной. По способу сборки стеллажи бывают:
- стационарные – обычно встраиваемые, предназначены для конкретного участка помещения, крепятся к потолку, полу, стене, иногда выполняются угловыми, П-образными,
- передвижные – оборудуются колесиками, при необходимости легко перемещаются в нужное место,
- подвесные – монтируются на стену, потолок,
- разбирающиеся – стеллажи-конструкторы, полки в которых переставляются, меняются местами,
- вращающиеся – подойдут для множества постоянно используемых мелких предметов.
Чтобы изготовить хороший стеллаж, его требуется начертить на бумаге, указав планируемые размеры, расстояния между полками, способы крепления. Металлическая конструкция обычно выполняется сварным способом, из металлических труб, листов, угловых элементов. Деревянная – собирается из бруса (10 на 10 см или 5 на 10 см) и досок, при помощи саморезов, перфорированных уголков и др. Чаще всего деревянные полки или предметы из ДСП монтируются на металлический каркас, их примерные размеры – 50 на 100 см, толщина – 20-25 мм, расстояние между отдельными полочками – около 40 см. Готовая конструкция, в зависимости от материала изготовления, лакируется, покрывается морилкой, окрашивается в любой цвет.
Изготовление подвесных полок
Полки подвешиваются на стены, реже – к потолку, часто выполняются многоярусными. Настенные варианты делаются закрытыми, открытыми, стационарными либо демонтируемыми, с задней стенкой или без нее. Деревянные полочки монтируются на каркас из перфорированной стали, крепятся на стенку дюбелями, анкерами. Потолочные вешают за крюки, вмонтированные в потолок, специальные «шпильки», конструкция выходит шаткой, для складирования тяжелых предметов непригодна.
Полка из перфорированного полотна
Изделия из перфорированных деталей обычно выполняются разборными – профили монтируются на стену, прикручиваются к ней, потом туда закрепляются полки. Чтобы самостоятельно изготовить подобную вещь, приобретается металлический перфорированный уголок, нарезку которого обычно заказывают в месте покупки. Горизонтальные и вертикальные планки соединяются между собой болтами, при этом из горизонтальных образуются своеобразные рамки, в которые вкладывают доски, железные листы, вставляют пластиковые контейнеры.
Откидной компактный стол
Небольшой столик, как и некоторые другие предметы мебели, легко сделать из подручных материалов.
Потребуется:
- боковина от деревянного шкафа или кусок ДСП,
- саморезы,
- немного бруса,
- две «бэушных» петли,
- перфорированные уголки и врезные гайки от шкафа,
- анкерные болты.
Один кусок бруса прикручивается к стене, две ножки размечаются, крепятся к столешнице, которая при помощи петель соединяется с брусом на стене. При складывании ножки снимаются, столешница фиксируется на стенке крючком, шпингалетом.
Как изготовить стойку для дрели
Стойка для дрели состоит из следующих частей:
- несущая станина – на ней закреплены все остальные детали,
- стойка – направляющая часть, на которой дрель крепится, перемещается вверх-вниз,
- ручки – управляют движением дрели,
- дополнительных узлов, расширяющих функционал изделия.
Обычно изделие собирают по чертежам из металлических деталей. На горизонтальной подставке крепят подпорку, которую соединяют со стойкой, закрепляемой винтами. К стойке монтируют направляющие – их можно выполнить из телескопических элементов мебели. К подвижной части направляющих приделывается каретка, на ней – крепление, где позднее фиксируется дрель.
Стойку для дрели иногда делают деревянной – из бруса и доски.
Изготовление эстакады своими руками
Эстакада для личного автомобиля выполняется из:
- кирпичей,
- деревянных шпал,
- металла.
Последний вариант оптимально подходит для закрытых помещений. Для изготовления самой простой эстакады нужны:
- сварочный аппарат,
- набор электродов,
- металлопрокат,
- арматура,
- болгарка,
- отрезные круги для болгарки,
- гайки, болты,
- краски по металлу.
Конструкция делается стационарной либо разборной. Для начала рисуется эскиз с размерами, собираются основания тумб – размеры зависят от габаритов автомобиля. Детали свариваются между собой под прямым углом. Далее выполняются стойки: их примерная высота – 50-60 см, угол – 120 градусов. К стойкам привариваются верхние опоры тумб, присоединяется основание, из уголка выполняется «тупик». Потом привариваются перекладины из арматуры, изготавливаются мостики-трапы. Последние, перед закреплением на основании, необходимо «подогнать» под размеры машины.
Самостоятельное изготовление компрессора
Воздушный компрессор – полезная поделка, способная распылять краску. Для самостоятельного изготовления понадобится автоаксессуар, использующийся для подкачивания колес. Компрессор должен быть мощным – быстро создавать давление до шести атмосфер, при этом не нагружая двигатель, а также производительным – выпускать сжатый воздух быстро, давая сильный поток.
Чтобы совместить и производительность, и мощность, нужен высокооборотный двигатель, оснащенный объемной системой поршней. Прибор способен перегреваться, что неизбежно приведет к остановкам во время работы, потому придется организовать достаточное охлаждение для цилиндров.
Для удешевления конструкции используется ресивер – накопительная емкость, представляющая собой баллон из стали. Чтобы сделать небольшой компрессор, берется электрический двигатель от игрушки либо прибора, подающего воду в аквариум с рыбками.
Изготовление крана-подъемника с лебедкой
Подъемник применяется для технического обслуживания машины, если внезапно случилась поломка. Покупной обойдется дорого, самодельный выполняется с минимальными трудозатратами.
Виды подъемников:
- винтовые,
- цепные,
- гидравлические.
Способ поднятия автомобиля – ножничный, вилочный, платформенный. Создать последний вариант проще всего. Для работы понадобятся:
- стальная плита от ненужного оборудования, толщиной один-два см,
- уголки из стали – чтобы конструкция вышла максимально устойчивой,
- червячного типа редуктор – обычно его снимают с нерабочей конструкции, так как новый стоит дорого,
- набор болтов,
- шпонки в виде звездочек,
- крепежный крюк,
- металлическая цепь со звеньями диаметром два-три см,
- трос стальной, имеющий толщину от пяти мм.
Последовательность сборки такова: вначале производится крепление уголков к стене, на них монтируется железная плита, соединение выполняется на болты. После монтируется червячный редуктор, путем фиксации на приводном вале. В плите делают отверстия под цепь, устанавливается цепной механизм. Для безопасного использования в раме делают отверстия, вставляют стопорные детали.
Сборка верстака своими руками
Верстак – рабочий стол, на котором производится ручная обработка предметов, деталей из металлов, древесины, прочих материалов. Конструкция оборудуется тисками, упорами, несколькими ящиками для инструментов. Покупные верстаки имеют следующие габариты:
- высота 80-90 см (бывает регулируемая),
- длина – 130-150 см (для одного рабочего места),
- ширина – 75-85 см.
При желании удобный верстак, предназначенный для тех или иных работ, делается своими руками. Для этого потребуется:
- болгарка,
- круг по металлу,
- шлифовочный диск,
- шуруповерт,
- аппарат для сварки и электроды,
- защитная одежда, приспособления,
- рулетка, угольник, уровень,
- электрический лобзик,
- перфоратор,
- уголки разного размера,
- квадратные трубы,
- полосы и листы стали,
- доски и фанера,
- направляющие,
- шурупы, саморезы, анкерные болты,
- краски для металла, древесины.
Примерные размеры такого стола-верстака – 220 на 75 см, высота – 90 см. Материал раскраивается в соответствии с чертежами. Каркас сваривается из профильных металлических труб, имеет четыре ножки, на которых будут размещаться две тумбы, соединенные столешницей и перекладиной для ног. Сверху каркаса имеются перемычки для поддержания столешницы, по бокам тумб – для ящиков. Усиливается конструкция диагональными перемычками в углах.
Далее из фанеры и шурупов сооружаются ящики, к ним монтируются направляющие и ручки. На столешницу укладываются доски, предварительно пропитанные антисептиком. Конструкция шлифуется, окрашивается, на столешницу крепится стальной лист, покрытый антикоррозийным составом.
Обустройство погреба, ямы
Чтобы обустроить смотровую яму либо полноценный погреб в гараже, начинают с земляных работ, обычно производимых вручную. Дно тщательно утрамбовывается, кладется песчаная подушка, гидроизоляция, делается пол из глины или бетона. Стены выполняются из кирпича, газоблоков, армированного бетона.
Перекрытие просторного погреба необходимо выполнить максимально прочным, особенно, если машина большая, тяжелая. Лучший вариант – бетонная армированная плита. Когда же погребок размером чуть больше смотровой ямы, его перекрывают толстыми досками, люк делается из них же. Лестница вниз делается монолитной или сварной. Погреб требуется обеспечить вентиляцией и гидроизоляцией.
Приспособления для хранения шин, колес
Шины и колеса – весьма громоздкие элементы, хранить которые нужно максимально компактно. Для этого применяются полки или кронштейны, состоящие из двух металлических рамок-треугольников с перемычками. Эти треугольные детали требуется зафиксировать на стене. Колеса укладываются перпендикулярно низу полки. Слегка проваливаясь между перемычками, не выпадая, по причине большого веса.
Устройство для обогрева гаража
Стационарный обогрев осуществляется различными способами:
- газом,
- воздухом,
- электричеством,
- печным,
- водяным,
- твердотопливным,
- с отработанным маслом.
Самодельный обогреватель изготавливается с использованием:
- набора для сборки обогревателя,
- провода с вилкой,
- графитного порошка,
- слоистого пластика,
- эпоксидного клея.
Делается смесь из порошка и клея, шершавая сторона листов покрывается этой смесью, после чего детали скрепляются, фиксируются на деревянной раме. К графитовым проводникам монтируют клеммы, после чего конструкция тщательно просушивается. Далее необходимо проверить сопротивление, для проверки работоспособности прибора используют мультиметр.
Чтобы тепло из постройки не «уходило» слишком быстро, гаражные ворота, стены, подвал также утепляют.
Освещение
Достаточное освещение требуется при любых работах, проводимых в гараже. Оно производится при помощи галогеновых, светодиодных, люминесцентных ламп, которые обязательно оформляются плафонами. В гараже необходимо поставить стабилизатор, на случай резких скачков напряжения. Кроме потолочных конструкций, над рабочим местом монтируются лампы на шине, позволяющей передвигать их в нужное место, также удобны поворотные конструкции. Яркость светового потока выбирается, в зависимости от осуществляющейся деятельности. Освещение необходимо и в подвале.
Рекомендации, советы по зонированию пространства в гараже
При планировке, оформлении гаражного пространства, следует учитывать, что подъездная часть гаражного помещения делается с уклоном наружу, чтобы вода не скапливалась около ворот. Если внутри планируется какая-либо работа с ядохимикатами, сварочным аппаратом, деревообрабатывающим станком, гараж оборудуют вытяжками, так как простых отдушин недостаточно. Распределительный щиток, от которого провода идут в комнату, находится внутри либо снаружи, его обязательно нужно защищать от попадания влаги.
Разделение гаражного пространства выглядит примерно так:
- проходные места – та часть, которая должна быть свободной всегда, так как предназначается для перемещения внутри комнаты. Максимум, что здесь позволительно поставить – вешалку с повседневно используемыми вещами (обувью, рабочей одеждой, ключами и прочим),
- пространство быстрого доступа – участки хранения мелких предметов, доступ к которым требуется достаточно часто. Здесь хранят закатки, консервы, корм для животных, небольшой запас крупы и др.,
- предметы первой необходимости – используются постоянно, потому их размещают около самого входа. К таким вещам относится веник с совком, лопата для уборки снега и др.,
- зона для крупногабаритных и редко используемых предметов. Проще всего обустроить его под потолком, на антресолях. Здесь хранится искусственная новогодняя елка, украшения к ней, лыжи, палатка, складной мангал, набор удочек и многое другое. Чем чаще используется тот или иной предмет, тем доступнее он должен быть,
- место для высоких, узких предметов – это преимущественно садовые инструменты, предметы для уборки: метлы, сапки, вилы, грабли, тяпки с длинными ручками, швабры и пр. Все это легко разместить на нешироком угловом стеллаже вблизи входа, откуда их легко достать и поставить на место,
- рабочая зона – в ней размещают инструменты и оборудование для хобби и творчества: авторемонта, сборки-разборки электроприборов, резьбы по дереву, садоводства и пр.,
- место отдыха – его оборудуют, если осталось свободное пространство. Здесь размещают удобный диван, стол со стульями либо складными табуретами, при необходимости – мини-бар, микроволновку, небольшой холодильник.
Заключение
Гаражное помещение, если оно не совсем тесное, не только позволяет свободно разместить машину, но и оборудовать зону отдыха, место работы мастера практически любой специальности. Обустройство такого пространства не составит труда, если имеются качественные материалы, безотказные инструменты, а также интересная идея, представление о внешнем виде, наполнении помещения после переоборудования.