Облицовочные материалы всегда пользовались большим спросом. Одна из их разновидностей — вагонка. Она зарекомендовала себя как высококачественное изделие, имеющее множество положительных свойств. На рынке есть большое разнообразие профилей, что позволяет создавать различные фактуры и прикреплять панели где угодно. В качестве первичного сырья может использоваться практически любая порода дерева. Вагонка стала привычным материалом для отделки парилок, но ее можно встретить и в дорогих частных домах. Рисунок укладки подбирается индивидуально. Он бывает горизонтальным, вертикальным, диагональным, комбинированным. В наше время популярны сложные конфигурации. Хорошей репутацией обладает евровагонка. У нее более аккуратный вид и улучшенные свойства. При наличии базовых знаний обшивка вагонкой может производиться собственными силами.
Преимущества и недостатки отделки
Первоначально вагонка использовалась для отделки салонов поездов. Уже тогда люди обратили внимание на ее способность смягчать перепады влажности, температуры. Она быстро крепилась профилированными стыками — это еще один плюс. Потом вагонку усовершенствовали: поменялась форма и пазы, улучшились конструктивные характеристики. Отделка современной вагонкой имеет много преимуществ. В первую очередь это удобство и скорость установки благодаря системе шип-паз. Еще одно преимущество — экологичность. А одним из главных достоинств можно считать низкую цену при достаточно презентабельном внешнем виде. Отделка вагонкой имеет несколько отрицательных сторон. Материал могут испортить паразиты. Гниение тоже становится причиной ухудшения внешнего вида облицовки. Еще дерево поглощает много влаги и тепла и из-за этого портится. Однако тем самым оно улучшает воздух в помещении.
Виды вагонки
Обычная вагонка характеризуется следующими размерами: толщина — 1,2—2,5 см, ширина — до 15 см и длина — до 6 м (в основном именно такая была в старых ГОСТах). У стандартной вагонки меньше шип — 4—6 мм при 8—9 у евровагонки. Влажность обычного материала составляет 8—12 %, 25—35 %, европейского варианта — до 12 %. Старый тип вагонки делают из материала естественной влажности. Евровагонка — высококачественная обшивочная доска для внешней и внутренней отделки стен. Она хорошо маскирует недостатки и способна выравнивать поверхности. Вдобавок она выполняет звуко- и теплоизолирующую функции. Евровагонка имеет определенные фиксированные параметры. Толщина бывает 1,3, 1,6 и 1,9 см. Ширина составляет 8, 10, 11 или 12 см. Максимальная длина доски равна 6 метрам, но этот показатель зависит от производителя и сильно отличается в разных случаях.
Породы дерева, из которых делается евровагонка:
- дуб,
- липа,
- сосна,
- ель,
- осина.
Виды профилей вагонки
В отделке важно разнообразие, поэтому производители изготовляют разные вариации и модификации вагонки. Традиционная евровагонка после монтажа формирует отчетливые швы. Если на таком типе вагонки есть скругленная фаска, тогда это «Softline». Ее наружная часть лишена углов, что позволяет уберечь древесину от заусенцев и сколов в течение длительного времени. «Softline» хорошо подходит для саун. Вагонка «Штиль» не имеет фаски возле шипа, и, как следствие, ярко выраженных швов после сборки не будет. Толщина достигает 2,5 см, благодаря чему она может использоваться для оформления фасадов. «Ландхаус» — вагонка со сложной закругленной формой по краям. Отделка этим покрытием сделает интерьер более «дорогим». Еще один интересный вариант — «Блокхаус», особенностью которого является закругленная лицевая сторона. Этим материалом можно отделывать поверхности внутри бревенчатых домов и фасады.
Еще несколько видов вагонки:
- «Американка». Имеет покатую поверхность. Элементы кладутся внахлест.
- Двусторонняя. Обе стороны являются лицевыми. Она используется не только для отделки стен, но и для возведения перегородок.
Разновидность вагонки от породы древесины
Вагонку делают из хвойных, лиственных деревьев, а также из экзотических пород (например, из красного дерева). Среди хвойных пород стоит выделить ель, сосну, лиственницу и кедр. Ель наделена мягкостью, что важно для изготовления досок с округлыми формами. Этот материал отлично смотрится в современном интерьере. Вагонка из сосны — бюджетный вариант, обладающий множеством важных качеств, в том числе высокой прочностью. Лиственница — одна из самых дорогих хвойных пород. Доски из кедра обладают приятным природным запахом, благотворно влияющим на организм. Среди лиственных пород наиболее популярными являются дуб, ольха и липа. Древесина дуба — прочный и востребованный материал. Вагонка из этого дерева считается классическим вариантом. Ольха подходит для использования в сырых помещениях, так как не впитывает влагу. Липа очень стойка к деформации и механическим повреждениям. Вагонка из нее стоит сравнительно недорого.
Сорт вагонки
Выделяют 4 сорта:
- Экстра,
- Класс A,
- Класс B,
- Класс C.
Доски сортируются в зависимости от наличия смоляных карманов, выраженной синевы, сучков, трещин, непрострога (плохо обработанных мест). Сорт экстра характеризуется полным отсутствием непрострога или мелких дефектов на лицевой стороне. На одном погонном метре может быть один светлый сучок. Для класса A позволительно наличие микротрещин и маленьких необработанных участков. На продольных торцах допустимы трещины не длиннее ширины доски. Профилей из сердцевины должно быть не больше пятой части от всех досок. На одном погонном метре приемлемо наличие 3 сучков. Что касается класса B, то на одной такой доске разрешено присутствие 2 выпадающих сучков. На лицевой стороне допускаются трещины до 3 см, на торцевой и тыльной — любого размера. Все панели могут делаться из сердцевины, имея при этом смоляные карманы. К классу C относят все доски, которые не входят в категории от экстра до класса B, но являющиеся пригодными для использования. Не допускается наличие гнилости.
Где применять
Отделка вагонкой часто используется в парилках и других помещениях бань. В этом случае выбирают панели из липы и ольхи (для парилен) и хвойных пород (для других мест). Эти сорта дерева наделены целебными свойствами, благодаря веществам, которые выделяются при нагревании. В парильнях нельзя использовать доски с сучками, так как соответствующие участки сильнее нагреваются. Для хорошего аромата рекомендуется устанавливать несколько хвойных досок в районе печи. Обработанная защитными составами вагонка годится для обшивки фасадов, порода дерева в этом плане особого значения не имеет. Внутренняя отделка помещений — сложное занятие, необходимы панели в однородной цветовой гамме. Вагонка из красного дерева применяется для облицовки стен в дорогих особняках. Из панелей также делают перегородки для разделения пространства: как в квартирах, так и на открытой территории.
Схемы обшивки
Есть два способа — с помощью наружного крепления и скрытого. При наружном методе доски нужно фиксировать крепежными элементами. Во втором случае панели присоединяются к обрешетке со стороны паза, там где есть стык с шипом. Внешний вид при таком варианте получится более эстетичным. Вагонку можно монтировать вертикально, горизонтально и при потребности — нестандартным способом. При горизонтальной укладке панелей зубцы обязательно направляются из нижнего элемента в верхний, а не наоборот. При обшивке бревенчатой стены используются скобы и гвозди для них и обрешетки. Чтобы обшить вагонкой помещение с ровными стенами, нужно использовать бруски. Они размещаются на расстоянии не более 50 см между соседними элементами и перпендикулярно панелям. Обшивка обрамляется декоративными плинтусами и галтелями
Основные способы крепления:
- гвоздями,
- шурупами,
- скобами,
- кляймерами.
Как обшить своими руками
Понадобится выполнить такие этапы работ:
- Подготовить вагонку.
- Привести к готовности стены.
- Собрать обрешетку.
- Прикрепить вагонку к решетчатому каркасу.
- Отделать покрытие плинтусами и при потребности другими элементами.
Сначала обрабатываются панели. В зависимости от места применения, обработке может подвергаться любой класс вагонки. Всегда требуется готовить поверхность изделий класса C. То же касается и вагонки, сделанной своими руками. Подготовка стен заключается в их выравнивании и нанесении разметки под обрешетку. Ровнять не обязательно, вместо этого можно сделать другие манипуляции. Ответственным моментом является монтаж обрешетки. Подбирается сам брус и расстояние между элементами. Конфигурация полностью зависит от планируемого метода укладки вагонки. Для фиксации панелей используются разные подходы. Главное в работе — осторожность, ведь неаккуратное забивание крепежного элемента может привести к появлению на материале серьезных дефектов. Когда обшивка уже готова, начинается установка плинтусов и финишная отделка.
Как подготовить вагонку
При потребности панели обрабатывают мелкозернистой наждачкой для устранения шероховатостей. Дальнейшая обработка начинается с очистки поверхности материала. Если планируется нанесение на вагонку воска или лака, предварительно используется морилка. Она позволит надолго сохранить цвет древесины. Морилка бывает 3 видов: на масляной, спиртовой и водной основе. Антисептики защитят дерево от проникновения влаги и появления плесени. Если местом установки будет баня, обязательно понадобится обработка воском. Наносится он в небольшом количестве, в направлении волокон. Эту процедуру необходимо повторить несколько раз. Затем изделия полируются. Помимо прочего, цвет досок станет более глубоким. В продаже есть большой выбор пропиток с воском, которые тоже подойдут для подготовки вагонки. Последний этап — нанесение лака. Потребуется не меньше 2 слоев. Перед установкой материал должен быть идеально сухим.
Жировые пятна можно убрать с помощью 25%-го раствора ацетона.
Подготовка стен
На стене потребуется сделать разметку под обрешетку. Это действие производится с помощью карандаша и уровня. С конфигурацией обшивки и направлением, в котором разместится вагонка, определяются заранее. Брусья всегда располагают перпендикулярно. Если насчет этого нюанса уже все решено — можно начинать обрабатывать стены противогрибковыми средствами и расчерчивать поверхности. В случае чего, карандаш заменяется на мел. Ширина шага обрешетки подбирается в зависимости от целей. Для прочности желательно делать его как можно меньше. Обычно этот показатель находится в пределах 35—60 см. Если в будущем планируется утепление комнаты, шаг определяется исходя из размера утеплительного материала и должен быть немного меньше его. Чтобы каркасная конструкция была ровной, понадобится использовать отвес и леску. Создается визуализация, по граням которой потом размещают бруски.
Создаем обрешётку для крепежа
Это один из самых важных этапов, имеющий значительное влияние на итоговый результат. Только иногда вагонка прикрепляется сразу на деревянные стены, в остальных ситуациях — необходима обрешетка. В самом начале подбираем брус. Для данной обрешетки брусок сечением 40×20 мм — оптимальный вариант. Каркас устанавливаем по одному уровню. Если потребуется — производим выравнивание каждой отдельной стены. Можно пойти другим методом — определить наиболее выступающее место на стене. Затем туда приставляется небольшой кусок бруса и из него монтируется обрешетка. От этой точки протягивается нить параллельно запланированному направлению укладки панелей. В крайних точках стены кладутся 2 несущих бруса. При надобности между стеной и бруском устанавливаем прокладки. Если ряд вагонки будет монтироваться из 2 досок, на месте стыка нужен еще один брус.
Другие важные нюансы:
- при закреплении конструкции нужно проверять уровень,
- при наличии дверных или оконных проемов брусья обязательно крепятся и вокруг них,
- установка обрешетки на потолке производится тем же способом, что и на стенах.
Способы фиксации
Крепят вагонку с помощью степлерных скоб, кляймеров или крепежных элементов (шурупов, гвоздей). При монтаже нужно сохранять осторожность, чтобы избежать расщепления древесины и образования трещин. Полное вхождение шляпки гвоздя в материал и аккуратность работы обеспечиваются с помощью добойника. При монтаже скрытым способом панели прибиваются к каркасу в месте соединения гребня с пазом. Самый простой и легкий метод сборки — крепление мелкими гвоздями в любых местах, но лучше предпочесть аккуратный способ, предусматривающий забивание гвоздей в пазы для скрытия соединения. Максимально качественное крепление обеспечивается кляймерами из металла. Они бывают разного размера, формы и рассчитываются на определенную толщину доски. Крепежные детали одним боком соединяются с обрешеткой, а другим врезаются в пазы.
Крепление вагонки на потолке требует выверенных действий, поэтому лучше заниматься этим вместе со специалистом!
Процесс крепления вагонки
При правильном монтаже обрешетки, процесс установки вагонки пройдет без осложнений. При креплении первой панели может понадобиться уровень. Первый вопрос перед установкой заключается в том, с какой стороны начинать класть доски. Определиться с ответом можно, узнав, насколько поверхность ровная. Если она соответствует уровню, то начинать укладку можно с любой стороны: сверху, снизу, справа, слева, с угла. Первая доска тогда кладется по уровню. Если же поверхность слегка «завалена», или какой-то угол имеет неровность — так устанавливать доски нельзя. Иначе они визуально подчеркнут кривизну. Вагонку потребуется собирать другим образом. Первую доску крепят впритык к углу, остальные — с небольшим наклоном в нужную сторону. Рано или поздно какая-то панель встанет по уровню. Все доски «заваливают» в одинаковой мере. Первую нужно ставить шипом к углу.
Правила установки плинтуса на стену с вагонкой
Для эстетичного вида обшитые стены оформляют напольными и потолочными плинтусами. Иногда их необходимо монтировать и на стену (угловые). При отделке углов руководствуются такими правилами: если есть смежная необшитая стена, то плинтус устанавливают на нее, а при размещении между двумя обшитыми крепить следует к более короткой. Эти меры не должны препятствовать тепловым деформациям и усыханию поверхностей, подверженных им в наибольшей степени. Если стена оформлена вагонкой, то фиксация плинтусов производится с помощью финишных гвоздей. Из забивают сквозь тело, узкая шляпка уходит в массив. Данные места затем обрабатываются восковым карандашом. Если поверхность не плоская (например, бревенчатая), прибить обычный плинтус удастся не всегда. Могут оставаться зазоры. Вероятно, что в углах плинтусы вообще не сойдутся. Вместо них можно применять плоские наличники. Они плотно ложатся на стену, а сделать их можно собственноручно, в том числе из вагонки.
Способы декоративной отделки
Если установка производится потайным способом, то рекомендуется использовать декоративные крепежные элементы. Аккуратную фиксацию и декорирование гвоздя в древесине обеспечит добойник. Декорировать угол между досками можно с помощью обработанного бруса — так в проеме не будет зазоров. Если натуральный цвет дерева не вписывается в интерьер, не придает никакого колорита, то вагонку покрывают краской. Лучше в один тон с обстановкой или в белый цвет. Шляпки гвоздей, которые крепят стартовую доску, закрываются декоративными уголками. Если декоративные рейки отсутствуют, то верхушки крепежных элементов убираются бокорезами. Все стыки, внутренние и наружные углы необходимо закрывать. Для декорирования используются в том числе нижние и потолочные плинтусы. Интерьер можно кардинально изменить, установив поверх вагонки фальш-балки.
Заключение
Вагонка — востребованный отделочный материал. Она различается по метрологическим стандартам, профилю, породе дерева и сорту. Обшивка из вагонки обладает привлекательным внешним видом и полезными свойствами. Этот материал используют в банях/саунах, квартирах, домах, на балконах, земельных участках, в транспорте. Схема крепления бывает наружной и потайной. Второй вариант более эстетичный. Обшивать поверхности можно самостоятельно. Первым делом проводятся подготовительные работы — обрабатываются доски, на стенах и потолках рисуется разметка. Панели лакируют, покрывают пропитками и воском, красят, а в некоторых ситуациях хватает минимальной поверхностной обработки. Следующим делом монтируется обрешетка. Панели крепятся к ней с помощью специальных средств. Технология установки отличается в зависимости от правильности формы поверхностей и углов.