История живописи началась несколько тысячелетий назад. Даже первобытные люди стремились украшать свои жилища в пещерах простой наскальной росписью. Она была невыразительной и «плоской». Примитивная живопись не столько украшала стены, сколько фиксировала произошедшие события. И многие «записи» действительно дошли до потомков, приоткрыв завесу тайны уклада жизни первых людей. Шли годы, религиозные культы занимали всю большую часть жизни обычного человека. Люди стали визуализировать божества посредством живописи, но «картины» были по-прежнему лишенными объема. Прорыв в этом отношении совершили древние греки. Эллины открыли тонкое искусство светотени и картины обрели объем, приблизились к гиперреализму (стали более реалистичными).
Начали открываться специализированные школы для живописцев. Самые талантливые мастера набирали учеников, которым передавались ценные знания о техниках создания рисунков. Появилось огромное количество живописных стилей, которые и сейчас продолжают множиться. В конечном счете, пресытившись реализмом, люди вновь обратились к примитивизму (абстракция, сюрреализм), по сути, вернувшись к истокам. Такая «цикличность», стремление к повторению встречается не только в живописи, но и во многих других направлениях искусства. Хотя большинство может позволить себе только недорогие картины неизвестных художников, этот элемент дизайна и стильное украшение помещения ассоциируется с роскошью и высоким статусом. Предметы живописи — лучшая альтернатива скучным голым стенам или устаревшим коврам. Мало просто купить подходящую картину, ее еще нужно правильно повесить. Если для декора выбрать неправильное место, высоту, окружение, то весь декоративный эффект от украшения сойдет на нет. Познакомимся с советами профессиональных оформителей о том, как повесить картину. Рассмотрим ряд мастер-классов по закреплению декора на стене без использования гвоздей.
На какой высоте вешать
Первый вопрос, который нужно решить сразу после покупки: на какой высоте вешать картину, чтобы ее можно было рассмотреть во всех подробностях? Здесь рекомендуют отталкиваться от цветовой композиции и особенностей сюжета изображения. Картины с крупными объектами, выполненными в сочных, ярких красках, вешают либо на уровне глаз, либо чуть выше этой условной линии. Как правильно определить ее расположение? От стены нужно отойти на несколько шагов и отметить линию на стене, куда падает взгляд с этого расстояния у человека среднего роста. Затем нужно определить условную середину картины. К примеру, в пейзажах это будет полоска горизонта. Вот она-то и должна лежать в районе падения беглого взгляда.
Сюжеты с перспективой, абстрактными элементами или мелкими объектами (к примеру, букетик полевых цветов), должны располагаться строго на линии уровня глаз. Если их повесить чуть выше, то декор может «потеряться» в интерьере. Когда планируется горизонтальное размещение нескольких картин разных размеров, их высота высчитывается индивидуально. Кстати, подобный ход поможет визуально сделать комнату шире. Горизонтальный центр каждого изображения должен совпадать с условной линией «уровня глаз». Неправильно ориентироваться на расположения рамок в один ряд по низу или по верху. Группа вертикальных картин визуально делает потолок выше. Оптимальным количеством изображений считается трио. Центральная картина располагается на уровне глаз. Ее сюжет может быть нейтральным. Две другие картины вешают ниже и выше уровня глаз соответственно. Чтобы изображения не потерялись, следует выбирать красочные, яркие сюжеты.
Подсветка
Каждый видел декоративную подсветку картин в музеях и галереях. Направленные потоки света заостряют внимание на изображении, заставляют остановиться и рассмотреть его в деталях. В жилых помещениях рекомендуют использовать естественное освещение, потому что солнечный свет помогает любому сюжету полностью раскрыться. Декоративная подсветка нужна только в двух случаях:
- На стеклянной защитной поверхности картины играют блики, которые мешают рассмотреть сюжет.
- Этот элемент декора должен стать центром интерьерной композиции. Возможно, из-за нейтральности сюжета или пастельных тонов он слегка теряется в обстановке.
В качестве подсветки лучше использовать светодиодные лампочки. Они долго прослужат и во время беспрерывной работы не нагреваются. Стильно и необычно будет смотреться группа лампочек в металлической «оправе» на фоне кирпичной лофтовской стены. По одной над каждой картиной.
Ориентация и угол наклона
Как уже говорилось выше, горизонтальные картины визуально расширяют границы стен. Они хорошо работают в паре с широкими предметами меблировки: спинкой дивана или кровати, комодом, столом, тумбочкой. Вертикальные картины, наоборот, делают стены выше, вытягивают пространство вдоль условной линии от пола до потолка. Их необязательно привязывать к элементам меблировки. Обычно группами таких декоративных объектов украшают выступы или короткие стены коридоров, комнат неправильной формы, боковушки по обе стороны широких дверных проемов. Необычно смотрятся модульные картины, состоящие из нескольких вертикальных частей, образующих единую композицию (диптихи, триптихи, полиптихи). Их следует рассматривать только в совокупности, то есть как одно большое горизонтальное полотно, разделенное на секции.
Угол наклона — еще один важный нюанс, который может повлиять на восприятие картины. Регулируется он с помощью натяжения веревки крепежа. Картины, расположенные ниже и на уровне глаз, должны лежать в одной плоскости со стеной, то есть вообще не иметь угла наклона. Если изображение вешают выше, то тогда его можно слегка наклонить, чтобы полотно словно «падало» на смотрящего. С углом наклона придется поэкспериментировать, чтобы определить оптимальное значение. Картина не должна «давить» на человека, только ненавязчиво привлекать его внимание.
Как группировать картины
В одну группу объединяют картины, схожие по цветовой гамме и стилистике. Можно пойти от противного и соединить контрастные полотна. Такой комбинированный декор точно привлечет к себе внимание. Если нужно объединить в группу одно большое изображение и несколько маленьких полотен, то правильно будет расположить крупный объект в центре и окружить его небольшим декором. Когда картины имеют одинаковые размеры, их вешают в один ряд на равном удалении друг от друга. Встречаются и неординарные варианты: размещение изображений вдоль диагональной линии. Получается своеобразная «лесенка» из полотен. Подобный способ расположения весьма популярен для модульных картин. «Разрезанное» изображение подчеркивает креативность интерьера. Причем расположение по диагонали смотрится лучше всего с модульными картинами, секции которых имеют разные размеры. К примеру, в центре два прямоугольных полотна, расположенных вертикально, дополняются двумя квадратными изображениями.
Перед тем как вешать группу картин на стену, их следует разложить на полу. Рассчитать расстояния от частей композиции, примериться, насколько они сочетаются.
Подбор картин по сюжету и цвету
Помимо размеров и формы, картины подбирают еще и по цветовой композиции, сюжету. Ориентироваться нужно на стилистику и функциональное назначение помещения. Для спальни подойдут нейтрально-спокойные сюжеты: пейзажи, цветочные композиции, натюрморты. Для гостиной и кабинета можно подобрать группу портретов или репродукций известных полотен, батальную живопись, работы маринистов. В зале также уместны нейтральные сюжеты, но выполненные в более ярких красках. Для кухни актуальны любые картины с кулинарной тематикой, пейзажи и бытовая живопись. Можно обратить внимание на работы мастеров гиперреализма. К примеру, картины Педро Кампоса поражают своим сходством с оригиналом. Чаще всего он рисует баночки с газировкой, конфеты, упаковки сладостей, фрукты и овощи в прозрачных пакетах. Такое полотно станет роскошным и необычным дополнением для одного из современных стилей. Для прихожей актуальны практически любые жанры: пейзаж, портрет, анималистическая, архитектурная, бытовая живопись. Картины в коридоре должны подбираться строго в соответствии со стилистикой оформления квартиры. Нельзя забывать, что прихожая — «лицо» дома. Также следует определиться с целями, для которых используются полотна. Картины в интерьере могут выполнять следующие функции:
- Объединение дизайнерской композиции или зонирование помещения.
- Подтверждение высокого достатка семьи, если картина дорогая и может рассматриваться, как предмет роскоши.
- Создание уютной атмосферы и особого настроения.
- Искажение восприятия пространства.
- Подчеркивание стилистики оформления.
- Придание интерьеру индивидуальности.
- Маскировка дефектов стены (к примеру, неровная поверхность или отверстие).
Цветовая гамма картины — еще одна важная характеристика, на которую нужно обращать внимание при выборе полотна для конкретной комнаты. Для спальни сюжеты, выполненные в голубых, желтых, сиреневых, розовых, персиковых тонах. К гостиной и прихожей подойдут более контрастные сочетания цветов: красный, синий, фиолетовый, травяной зеленый. Для кухни лучше выбирать теплые оттенки желтого и коричневого, стимулирующие аппетит.
Методы крепления в зависимости от материала стен
Выбор крепежа для картины зависит от материала стены:
- Для деревянных поверхностей используют обычные гвозди и молоток. Выбирают место, и вбивают крепление в стену. Для больших картин используют гвозди длиной в 5 см. Этого достаточно для любых нагрузок.
- Для сверления бетонных стен используют перфоратор или ударную дрель. С помощью инструмента делают дырку, в которую помещают пластмассовый дюбель. После этого в него вкручивают шуруп или специальный крючок для картин и фотографий.
- Кирпичные стены, как и бетонные нужно сверлить, но этот материал из-за маленького отверстия может дать трещину. Прежде чем вставлять дюбель, просверленную дырку нужно залить цементным раствором.
- Стены из гипсокартона самые непрочные в этом списке. На них нельзя вешать большие, тяжелые картины, так как материал не рассчитан на серьезные нагрузки. Гипсокартонную стену тоже можно просверлить и вставить в отверстие особый дюбель-бабочку, оснащенный распорками. Место для отверстия лучше выбирать на стойке каркаса. Ее легко найти, простукивая стену. Стойка отзовется глухим звуком.
- На стену из газобетона под легкую картину можно вбить гвоздь под углом. Если полотно тяжелое, то пользуются дрелью и дюбелями.
Если отверстие под крепление картины «расшаталось», его можно укрепить, залив монтажной пеной.
Способы крепления без гвоздей
Подвешивание картины на гвоздь — устаревшая практика. Сейчас не только сами полотна становятся декоративным элементом помещения, но и их крепежные системы, сложность которых может поражать воображение. Существует множество способов подвешивания картин к стене: скотч, скрепки, булавки, крючки, липучки, потолочные рельсы, доски на кронштейнах. Почти все они не оставляют следов на поверхности и не портят внешний вид отделки некрасивыми дырками, поэтому удобны на тот случай, если «прописка» изображения не постоянная и возможен «переезд» на другое место. Рассмотрим мастер-классы для самых популярных способов.
Двусторонний скотч
Двусторонний скотч подходит для легких картин, которые вешают на обои или гипсокартонные стены. Веревка в крепежной системе не нужна. От скотча отрезают два небольших квадратика и приклеивают их к концам рамки. Затем снимают защитную пленку с другой стороны липучки и прижимают картину к стене. Прикладывать нужно точно на выбранное место, так как оторвать крепление без повреждения поверхности уже не получится.
Канцелярские кнопки
Канцелярские кнопки подходят для небольших картин с малым весом. Их удобно использовать для закрепления группы полотен. Кнопку прикладывают к стене и слегка простукивают ее молотком, регулируя глубину отверстия. Можно забить крепление под наклоном. Не рекомендуют использовать кнопки с цветными пластиковыми шляпками. От удара молотка они обычно раскалываются надвое. Лучше всего взять обычные металлические кнопки с круглыми шляпками.
Канцелярская скрепка
Канцелярские скрепки используются для подвешивания картин на стены, покрытые обоями. Крепеж после удаления вообще не оставляет никаких следов. Для начала нужно выбрать место под картину. Там, где будет располагаться крепление, делают два надреза канцелярским ножом под углом в 90 градусов. Получится «крест». Края обоев слегка отворачивают, освобождая поверхность стены. Теперь нужно немного отогнуть один из металлических краешков скрепки и вложить его в надрез. Все заливают клеем и прикладывают обои на место, маскируя место крепления. Канцелярские скрепки подходят для подвешивания картин весом не более 1-1,5 кг.
Швейные булавки
Из швейных булавок получается довольно прочное и надежное крепление. В отличие от гвоздей или шурупов, они оставляют только крошечное отверстие в стене. Булавку нужно вбить в поверхность молотком под углом. Работать следует аккуратно, так как острие можно погнуть. Ушко или бусинку на конце булавки, если они мешают, откусывают плоскогубцами.
Декоративная лента
С помощью декоративной ленты можно вертикально повесить группу картин. Сначала нужно закрепить булавку без ушка чуть повыше места расположения композиции. Декоративную ленту складывают вдвое и подвязывают к креплению. Остаются два «хвостика». К ним и будут прикрепляться картины с помощью клея. Место подвязывания ленты к булавке в стене можно украсить аккуратным бантиком.
Крючок-паучок
Крючками-паучками называют особый вид креплений, которые можно купить в любом строительном магазине. Они представляют собой маленькую деталь с четырьмя «ножками». Крючок прикладывают к поверхности и вбивают молотком заостренные концы в стену. Они настолько тонкие, что отверстия практически не оставляют следов. На «крючок» подвешивают петельку картины. Приспособление может выдерживать нагрузки до 2 кг.
Системы-липучки
Система липучек »Command» состоит из двух «застежек». Одна приклеивается к стене, а другая — к рамке картины. Затем липучки соединяются, обеспечивая надежное крепление для полотен весом до 1,35 кг. Удобство »Command» заключается в возможности «расстегивания» соединения и замены одной картины на другую. Стандартная упаковка содержит три «липучки». На них можно вешать не только картины, но и часы, фотографии, легкие зеркала. Система крепления «Крепс» состоит из пластикового крючка и клейкой ленты. Она не оставляет следов на поверхности после удаления. Сначала с клейкой ленты снимают защиту и закрепляют ее на оборотной стороне крючка. После этого снимают вторую защитную пленку. Крючок прижимают к стене. Можно вешать картину. Чтобы удалить крепление, нужно потянуть за специальный «язычок» и медленно вытащить его из конструкции крючка. Он аккуратно отклеит ленту-липучку от поверхности. Системы «Крепс» могут быть разными: для плакатов, для картин с петельками или веревками, комплекты для тяжелых полотен.
Карнизная рельса
Карнизная рельса — необычный способ крепления картин. К потолку или его границе со стеной крепят кронштейны. На них подвешивают рельсу. К ней прикрепляют крючки, с подвязанными к ним веревками, нитками, цепочками. На них вешают картины. Удобство крепежной конструкции заключается в возможности передвигать полотна по своему усмотрению. Также можно регулировать высоту расположения картины, экспериментируя с длиной веревки или цепи. Обычно карнизная рельса дополняется декоративной подсветкой, которая подчеркивает креативность конструкции. Картины на такой крепежной системе легко заменить на полотна с другими сюжетами. Конструкция удобна для тех, кто любит регулярно вносить изменения в интерьер комнаты.
Винная пробка
С помощью винной пробки и самореза можно сделать аккуратное крепление для картины под углом. Вариант подходит для бетонных или кирпичных стен, если, к примеру, нет под рукой дрели или перфоратора. Пробку нарезают на кружочки толщиной 1,5-2 см. С одной стороны их смазывают клеем и прижимают к стене. Когда состав высохнет, в пробку вкручивают саморез. Плотный материал отлично держит резьбу. Теперь на саморез можно вешать картину. Для крепежной системы подходят как классические пробки, так и силиконовые.
Доска для картин
Доски в основном используются для подвешивания группы картин. Система крепления размещается на небольшом расстоянии от стены, закрепляясь на кронштейнах. В качестве основы можно брать массив дерева, ДСП или МДФ. Поверхность материала покрывают лаком или окрашивают в подходящий к интерьеру цвет. Шероховатые края МДФ или ДСП покрывают специальной шпоновой лентой для срезов. Картины закрепляют на доске с помощью гвоздей или специальных саморезов для древесины. Вариант подходит для большой группы картин, которые впоследствии оставили бы целую россыпь отверстий на стене. Дополняют необычную систему крепления декоративной подсветкой. Лампочки размещают между доской и стеной. Мягкий, рассеянный свет сделает этот элемент интерьера изюминкой дизайна помещения.
Жидкие гвозди и клей
Различные клеящие составы обеспечат надежное крепление даже для тяжелой картины. Можно использовать так называемые жидкие гвозди или специальный полимерный клей. Чтобы состав лучше «схватился», места его нанесения на рамке обезжиривают. Поверхность стены тоже очищают и подсушивают. Состав наносят на обратную сторону рамки в нескольких местах. Чем тяжелее полотно, тем больше точек соприкосновения нужно сделать. После этого картину прикладывают к стене и хорошенько прижимают. Лучше подержать полотно несколько минут, чтобы клеящий состав успел схватиться.
Заключение
Правильно подобранная и размещенная в помещении картина станет его центром притяжения. При этом необязательно выбирать большие полотна. Если изображение гармонирует с обстановкой, то даже маленькая картина будет приковывать к себе взгляды гостей. Еще один вариант использования живописи в доме — настенная роспись. Для нее не нужны рамы или крепежные системы. Рисунок наносится прямо на стену. Не нужно рассматривать картину только как предмет роскоши. Ее следует подбирать «под себя». Тогда декоративный элемент подчеркнет тонкий вкус владельца дома и раскроет некоторые стороны его характера ровно настолько, насколько он сам того пожелает.