Слово граффити было позаимствовано из итальянского языка, где оно означает нацарапанный. У многих людей старшего поколения это понятие вызывает неприятные ассоциации с толпой самоутверждающихся тинейджеров, которые портят архитектуру города своими творческими потугами. На самом деле граффити — это современный вид искусства, а профессиональные граффитисты — подлинные мастера своего дела, работы которых вызывают восхищение, а не порицание. Красивыми рисунками можно не уродовать, а украшать город: фасады домов, заводов, непривлекательные и скучные заборы. Граффити в интерьере стали использовать недавно, так как это искусство долгое время считалось исключительно уличным. Поговорим о том, как подобрать оригинальный эскиз под стиль оформления и рассмотрим подробный мастер-класс для начинающих по декору стен с помощью красок в баллончиках.
История появления
По поводу возраста граффити, как искусства, единого мнения нет. Относительно новое слово ассоциируется исключительно с рисунками на кирпичных стенах, которыми развлекаются хулиганистые подростки. Нацарапанные картины, то есть примитивная наскальная живопись считается первым проявлением искусства в истории человечества. Люди старались выразить свои эмоции, оповестить о победах, сохранить значимые моменты своей жизни. Затем живопись пошла по другой дорожке, обретя изящные формы и особую духовность, а граффити постепенно стало деградировать, пока вовсе не скатилось до любовных признаний на кирпичных стенах, надписей-протестов против действующего режима и памяток из разряда Здесь был…. Упадок сменился расцветом только во второй половине прошлого века в Нью-Йорке. Представители молодого поколения, преисполненные нигилизмом, портили городскую собственность — вагоны поездов метро. Так как любому мастеру хочется быть узнанным, тинейджеры ставили свои автографы — теги, что в переводе с английского означает метка. По сравнению с подписями современных граффитистов, выполненных в сложной технике, эти метки выглядят весьма примитивно. Но время шло, а уровень мастерства повышался. Граффитисты сбивались в отдельные банды, каждая из которых стремилась победить в условном соревновании. Конечно, их деятельность считалась прямым нарушением закона, поэтому многие, будучи пойманными, поплатились штрафами или даже годами жизни в тюрьме. Другие добровольно уходили, не в силах постоянно наблюдать за уничтожением своих настенных произведений. В 70 – 80хх годах уличное искусство граффити разделилось на стилистические направления. Ближе к началу нового века власти стали реагировать не так остро на творчество непокорных художников и вместо порчи имущества, их работы начали украшать город. Из США уличное искусство просочилось в Великобританию, Италию, Францию, Германию. Когда появился новый молодежный танец — брейк-данс, граффитисты оформляли декорации на площадках, где проходили выступления. В СССР стрит-арт появился примерно в 80 – 90хх годах, но его развитие проходило болезненно из-за развала страны. Граффити в основном использовалось для выражения протеста против происходящего.
Упоминая историю уличного искусства, нельзя не вспомнить Бэнкси. Это самый знаменитый андеграундный художник-граффитист, чьи работы на злободневные темы всегда наполнены тонкой иронией. Кто скрывается за маской неуловимого короля наскальной живописи, никому не известно до сих пор. Следом за Бэнкси на импровизированном пьедестале расположились первопроходцы Жан-Батист Баския, Стэш, Кит Харинг и наш современник Шепард Фейри.
Материалы, используемые для нанесения рисунка
В инструментальный набор опытного граффитиста входят следующие предметы:
- Аэрозольный баллончик с краской. Это основной рабочий инструмент, без которого мастера стрит-арта, как без рук. Для работы с ним потребуется определенный навык, который можно получить в ходе упорных тренировок на ровных поверхностях. В сознании современного человека баллончик с краской и уличное искусство объединились в одно понятие.
- Валик. С его помощью грунтуют поверхность перед нанесением рисунка или же используют, как самостоятельный художественный инструмент, когда планируется крупномасштабная работа с созданием огромных изображений. Также валиком, закрепленным на длинную палку, закрашивают труднодоступные места.
- Маркер. Такой же важный инструмент, как и аэрозольная краска. С его помощью можно создать рисунок с нуля или подкорректировать уже имеющийся. Профессионалы стрит-арта пользуются обоими инструментами. Хотя в канцелярских магазинах представлен широкий ассортимент этой продукции, в культуре граффитистов существует традиция: многие из них изготавливают маркеры своими руками. Для этих целей используют пустые флаконы из-под косметики или бытовой химии продолговатой формы, а заполняют их штемпельной или обувной краской. Завершают процесс закреплением самодельного аппликатора.
- Респиратор. Нужен при работе с распыляющейся краской, так как она легко забивает дыхательные пути.
- Огнетушитель. Оригинальный инструмент, который начали использовать вместо кисти всего пару десятков лет назад. С помощью пожарного огнетушителя можно получить мощную струю краски. Многие художники стрит-арта отдают предпочтение именно этому варианту, а не аэрозольной краске, если планируют нанести большой рисунок на стену. Неудобен он только тем, что перезарядить его проблематично.
- Пульверизатор. Пришел на смену менее практичным огнетушителям. Речь идет не о той бутылке с насадкой, которой опрыскивают комнатные цветы. В данном случае используют большой агрегат с баллоном, который крепится за спиной распыляющего. С такой аппаратурой ходят огородники вдоль картофельных рядов, чтобы избавиться от нашествия полосатых жуков-вредителей. Пульверизаторы удобны тем, что в них можно регулировать давление, а соответственно и силы выброса струи краски. Они легко перезаряжаются, а агрегат помещается в заплечный рюкзак.
Также среди инвентаря уличных художников встречается отдельная группа скретчеров, то есть царапалок. К этому виду относят любые заточенные предметы, которыми можно нанести рельефный рисунок на поверхность. Некоторые граффитисты считают этот инструмент варварским, так как он однозначно портит городскую собственность и одним закрашиванием власти не обойдутся.
Граффити и стиль
В стрит-арте выделяют следующие основные направления:
- Bombing. Экстремальное искусство, ведь изображения наносятся по-быстрому на движущиеся полотна (поезда, автобусы).
- Writing. Основной стиль, для которого характерно нанесение надписей различным шрифтом.
- Tagging. Лаконичное изображение своих подписей.
- Scratching. Нацарапывание изображения, а не его рисовка.
- Advertising. Граффитистам тоже нужно кушать, поэтому их все чаще нанимают на работу рекламные агентства, чтобы те несли информацию об их продукции или услугах в массы.
В дизайн интерьера граффити просочилось не так давно. Сначала надписями и рисунками стали украшать тематические заведения: кафе и бары. Затем первопроходцы среди дизайнеров, которые не боялись рисковать, стали комбинировать стрит-арт с гибкими к современным решениями стилями. К ним можно отнести лофт, хай-тек, поп-арт, футуризм, авангард, фьюжн и даже минимализм. В квартирах стрит-арт заменил скучные фотообои. Эффектнее всего смотрятся уличные рисунки в современных студиях, где обычно имеются высокие стены.
Граффити в интерьере разных комнат
Авторские рисунки на стенах сделают любой интерьер уникальным и создадут особу атмосферу. По желанию граффити могут быть яркими и вызывающими или нежными, романтичными. В стрит-арте используют не только надписи, но и полномасштабные картины: футуристичные, авангардные, минималистичные или сюрреалистичные. Для каждой комнаты подбирают свой рисунок, который будет гармонировать с остальной обстановкой и вписываться в дизайнерскую концепцию.
Гостиная
В гостиной граффити станет стильным украшением акцентной стены. Когда обстановка выдержана в спокойных, пастельных тонах, то рисунок может буквально взорвать серьезную атмосферу, если его выполнить в ярких красках. В залах, оформленных в стиле поп-арт, применяют популярный прием с перенесением страниц комиксов на декорируемые поверхности. Кислотные цвета считаются обязательными при создании коллажей из изображений Уорхола, Монро, Ливерпульской Четверки. Причем рисунки обязательно дублируют в различной гамме. Удивительно, но современное граффити может подойти даже к модерну (более свежей версии классического стиля), если в качестве образца будет выбрана картина или гравюра какого-нибудь знаменитого художника (Яна Вермеера, Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера, Иеронима Босха, Ван Гога).
В лофт-гостиной граффити наносят прямо на кирпичную кладку. В результате эффект присутствия на улице только усиливается. Стена будет отлично комбинироваться с дорогой меблировкой и поверхностями роскошных отделочных материалов.
Спальня
Тему для спального граффити не рекомендуют выбирать из агрессивных или излишне броских вариантов. Все же в этой комнате отдыхают, а кислотные надписи вряд ли станут стимулировать здоровый сон. Детище стрит-арта, как правило, размещают на стене у изголовья кровати. Стильно и романтично будут смотреться городские панорамы, музыкальные темы, природные пейзажи. Культура граффити менее категорична, как многие могут подумать. Для нее характерно изображение абсолютно любых объектов, поэтому даже розовые сердца или пейзажи с колосьями и полевой травой под ночным небом можно изобразить в этой технике.
Если мастер нарисует коридор или продолжение комнаты, то помещение визуально станет больше. Этот нехитрый прием работает за счет перспективы.
Детская
Граффити в детской комнате — отличный способ для самовыражения как юноши, так и девушки. Дальновидные родители, позволив ребенку самостоятельно разукрасить стену в своей комнате, расположат его к себе, покажут, что умеют поощрять их идеи. Возможно, после такого юныйграффитист и увлечется стрит-артом на профессиональном уровне, но уличные художники не самая плохая компания. Для подростковых спален подходят изображения любимых супергероев, портреты исполнителей и групп, яркие картины-попурри из надписей вперемешку с животными. Для детских комнат, где живет кроха, используют менее броские темы и просто украшают стены мультяшными и сказочными персонажами.
Кухня
На кухне стрит-артом украшают не только стену возле обеденной зоны, но и фартук, нижнюю часть барной стойки или гарнитура. В помещениях, в которых использован современный вариант меблировки, где высота предметов не превышает 1-1,3 м, используют объемные изображения с рваными краями. Они горизонтально проходят через всю поверхность одной стены и частично затрагивают другую. Если на кухне слишком маленькое окошко, то на куске кирпичной кладки рисуют второе с великолепным видом на улицу или тихий задний дворик. Гриффити можно наносить на любые поверхности. Стрит-арт сочетается даже с кафельной плиткой. Необычным решением будет размещение граффити-картин на стене в грубо сколоченном обрамлении из металла или дерева. Креативные гости по достоинству оценят ироничную попытку хозяев втиснуть свободное уличное искусство в домашние рамки.
Ванная
Вводить стрит-арт в ванную комнату следует с большой осторожностью. Стандартные санузлы имеют слишком маленький метраж, а неправильно подобранный рисунок может визуально сузить пространство. Удивительно и необычно будет смотреться сплошной декор в спокойных оттенках зеленого, голубого, желтого. Панорамой подводного мира украшают все стены и потолок нарочно, не акцентируя внимание на углах и переходах. Круглые окна-обманки исполнят роль иллюминаторов батискафа.
Рисуем своими руками методика работы
Новичкам рекомендуют использовать шаблоны или трафареты. Этот способ облегчит работу и позволит акцентировать внимание на правильном подборе цветов. После того как граффитист набьет руку и почувствует себя увереннее, можно наносить рисунки вручную. Кстати, именно такой методикой пользуется Бэнкси. Чтобы не быть замеченным за работой, он заранее изготавливает шаблон по авторской картине, а на месте только заполняет ее красками. Если вы хотите, чтобы рисунок был переносным, то вместо кирпичной стены рекомендуют использовать лист оргалита. Перед тем как работать с аэрозольной краской, нужно подготовить поверхность. Ее очищают от грязи и обезжиривают. Это обеспечит хорошую сцепку между стеной и пигментами. Перед работой баллончик хорошенько встряхивают, чтобы его содержимое смешалось до однородного состояния. На лицо надевают респиратор и защитные очки. Пробную струю выпускают на посторонний объект, чтобы оценить насыщенность цвета. Расстояние от баллончика до декорируемой стены должно составлять примерно 25 см. Не стоит подолгу задерживаться на одном месте, так как излишки краски начнут стекать, если,конечно, подтеки не являются частью композиции. Когда работают с вертикальной поверхностью, то рисовать начинают сверху и постепенно двигаются вниз. Если необходимо нанести два слоя, то между первым этапом окрашивания и вторым делают перерыв в полчаса. Эффект брызг создают с помощью кисточки, обмакнутой в краску.
Заключение
Граффити давно перешло из разряда вандализма к статусу полноправного течения в искусстве. Поблагодарить за это следует молодежь 80-х, которая выражала себя посредством разрисовывания стен и прочих неказистых на вид поверхностей. С помощью граффити можно не только создать стильное, уникальное украшение для интерьера, но и открыть в себе новые таланты, ведь искусство имеет свойство затягивать с головой.